Опубликовано 15 июня 2017, 11:50

Комбинация антибиотика и витамина C оказалась эффективна против рака

© Andrés De Armas/Unsplash

Ученые из британского Сэлфордского университета экспериментальным путем выяснили, что прием антибиотика доксициклина с последующим приемом витамина C способен бороться с раковыми клетками. Опыты проведены в лабораторных условиях. О результатах рассказывается на страницах журнала Oncotarget.

«Мы знаем, что часть раковых клеток выживает после химиотерапии и становится устойчивой к лекарствам. Чтобы узнать, как они это делают, мы выработали новую стратегию, — говорит ведущий автор работы Майкл Лисанти. — Мы подозревали, что ответ может подсказать то, что некоторые виды рака, которые мы называем метаболически гибкими, способны переключаться между источниками пищи. Поэтому, когда медикамент уменьшает количество доступной пищи, гибкие раковые клетки могут прокормиться за счет альтернативного источника».

Новый подход должен помешать раковым клеткам менять свою диету. Авторы постепенно увеличивали дозу доксициклина, чтобы симулировать метаболическую ригидность. Доксициклин нарушает синтез белка у бактерий. Митохондрии — внутриклеточные «энергетические станции» — тоже произошли от бактерий и синтезируют свой собственный белок, поэтому этот антибиотик снижает синтез четырех их белков (MT-ND3, MT-CO2, MT-ATP6 и MT-ATP8) в 35 раз. Из-за этого клетка может производить энергию только с помощью быстрого гликолиза, но не может использовать кислород для получения энергии. Витамин С в больших количествах вреден для таких клеток, потому что вызывает образование свободных радикалов, повреждающих их ДНК. В результате клетки оставались живы, но были сильно ослаблены и истощены. Совместная эффективность антибиотика и витамина C оказалась на два порядка выше, чем у таких предотвращающих рост клеток препаратов, как 2-DG.

Ученые также определили восемь других веществ, которые могут использоваться совместно с антибиотиком. Среди них берберин (натуральное соединение, присутствует во многих растениях) и дешевые нетоксичные и разрешенные для применения препараты. «Это дальнейшее свидетельство, что витамин C и другие нетоксичные соединения могут играть роль в борьбе с раком, — подытоживает Лисанти. — Наши результаты указывают, что это многообещающее вещество для клинических испытаний, а также как добавка к более общепринятым терапиям, направленным против рецидивов опухолей, развития заболевания и метастазирования».