Опубликовано 27 июня 2020, 10:10

Найден древнейший предок ездовых собак

© Carsten Egevang/Qimmeq

Группа ученых в рамках международного проекта QIMMEQ нашла самого древнего предка ездовой собаки, который отодвигает время их появления на шесть тысяч лет. Также ученые показали, что эти животные адаптировались к климатическим условиям Арктики раньше, чем считалось. Статья об открытии опубликована в журнале Science.

До сих пор исследователи считали, что ездовым собакам всего две-три тысячи лет. Ранее на острове Жохова в Сибирском море исследователи обнаружили останки собаки возрастом 9500 лет. Ученые предполагали, что животное является первой одомашненной собакой, однако новое исследование показывает, что это животное также было первой ездовой собакой.

«Мы извлекли ядерную ДНК из нижней челюсти собаки возрастом 9500 лет. С ее помощью мы смогли секвенировать полный геном одной из самых древних собак, найденных до сих пор. Результаты исследования показывают, что разделение собак на ездовых и обычных домашних произошла раньше, чем считалось», — говорит первый автор исследования, сотрудник Копенгагенского университета Миккель Синдинг.

Чтобы узнать больше о происхождении ездовой собаки, поддержанные грантом Российского научного фонда исследователи дополнительно секвенировали геномы 33 000-летнего сибирского волка и десяти современных гренландских ездовых собак. Они сравнили эти геномы с геномами 114 собак и волков со всего мира. Оказалось, что современные ездовые собаки имеют много общего с собакой с Жохова. Выяснилось, что эти животные более тесно связаны с этой древней собакой, чем с другими собаками и волками.

Также исследователи заметили в геноме следы скрещивания этих ездовых собак с древними волками, такими как сибирский вид возрастом 33 тысячи лет, но не с современными видами. Результаты также подчеркивают, что современная ездовая собака выделилась в отдельный вид гораздо раньше, чем считалось. Ученые показали, что современные ездовые собаки генетически более схожи с другими современными породами собак, чем с собакой Жохова, что показывает их близкое родство.

Результаты работы расширяют знания о генетических отличиях ездовых собак от других пород. Сильные отличия между ними связаны, во-первых, с особенностями питания: на севере животные потребляют гораздо более жирную пищу, из-за чего соответствующие метаболические пути особенно активны не только у псовых, но и у белых медведей и людей. Во-вторых, ездовые собаки приспособлены к физическому труду в условиях холода. У них развиты гены белков, которые участвуют в расслаблении и повышении проницаемости кровеносных сосудов, что позволяет лучше усваивать кислород и повышает выносливость. Эти же белки, вероятно, служат своего рода датчиками холода. Такие же белки ученые ранее находили у шерстистых мамонтов.

Такие же результаты ученые получили для последовательности одного из кальциевых каналов, важного для обеспечения сокращения мышц при недостатке кислорода при большой физической нагрузке. Таким образом, адаптация к условиям окружающей среды и режиму физической нагрузки проявилась у древних собак Жохова, на генетическом уровне, что говорит о достаточно долгом отборе, выполнявшимся человеком в интересах создания разновидности собак с вполне определенным (ездовым) функционалом.