Опубликовано 04 мая 2017, 20:36

Найдена древнейшая в мире орхидея

Янтарь с попавшим в него грибным комаром и частицами орхидеи

© Oregon State University

В прибалтийском янтаре ученые обнаружили остатки цветка орхидеи, которая на 25-30 миллионов лет старше, чем найденные когда-либо образцы. Статья об этом опубликована в Botanical Journal of the Linnean Society.

В мире насчитывается 28 тысяч видов орхидей — это в два раза больше, чем птиц, и в четыре, чем млекопитающих. До определенного момента ученые не могли найти сохранившихся окаменелостей с этими растениями. Но, по словам ведущего автора исследования Джорджа Пойнара из Университета штата Орегон, в последнее время ученым удавалось находить частички системы опыления цветка.

В проведенной работе ученые исследовали самку небольшого грибного комара, попавшую 45 миллионов лет назад в смолу и превратившуюся в янтарь. К ноге насекомого прилип кусочек поллинария вымершего вида орхидеи — части цветка, несущей пыльцу. Янтарь сохранил останки настолько хорошо, что ученым удалось разглядеть даже каплю крови комара на конце его ноги, сломанной в момент попадания в смолу. Предыдущая окаменелость из Доминиканской республики, содержащая часть цветка орхидеи, насчитывала всего 20-30 миллионов лет.

Каким образом часть орхидеи совершила путешествие, закончившееся в янтаре Балтийского моря, ученые не знают, и это скорее предмет для спекуляций. Орхидеи развили в процессе эволюции удивительно сложную способность привлекать насекомых-опылителей, утверждает Пойнар. Эти растения приманивают насекомое обманным запахом: так, самка комара может думать, что откладывает яйца в гриб. А самцы мух могут прилетать на якобы запах самок и пытаться совокупиться с цветком. «Вероятно, о растении нельзя так сказать, — смеется ученый, — но орхидеи очень умны. Они нашли способ приманивать маленьких насекомых, однако большая часть "награды" всегда основана на обмане».