Опубликовано 01 июля 2017, 12:15

Палеонтологи «переселили» древнюю ящерицу из воды на сушу

© Beat Scheffold; Palaeontological Institute and Museum, University of Zurich, Switzerland

Полностью сохранившиеся окаменелые останки рептилии Eusaurosphargis dalsassoi времен среднего триаса (247-237 млн. лет назад) показали, что покрытая панцирем ящерица ползала по суше, а не плавала в воде, как считалось раньше. С подробностями исследования ученых из Музея естественной истории Оксфордского университета можно ознакомиться в Scientific Reports.

Ученые обнаружили к югу от швейцарского города Давоса крайне редкую окаменелость Eusaurosphargis dalsassoi. Наличие полного скелета рептилии позволило исследователям узнать подробности о ее строении и образе жизни. Длина останков составила всего 20 см. Это говорит о том, что рептилия умерла, не успев вырасти. Большая часть ее тела была покрыта панцирем, защищающим животное от хищников.

Впервые Eusaurosphargis была описана в 2003 году на основе частично сохранившихся останков, найденных в Италии. Археологи обнаружили ее рядом с окаменелостями рыб и морских пресмыкающихся. Это натолкнуло ученых на мысль, что ящерица жила в воде.

Однако теперь ученым удалось установить, что контуры тела животного не были обтекаемыми. Конечности и хвост также не были приспособлены для плавания. Это говорит о том, что рептилия была приспособлена к жизни на суше, даже, несмотря на то, что все ее ближайшие «эволюционные родственники» обитали в воде.

«Раньше мы думали, что Eusaurosphargis живет в воде, поэтому мы были поражены, обнаружив, что рептилия была больше приспособлены к жизни на земле. Вероятно, в 2003 году мы обнаружили рептилию, которую смыло в море, где она потонула и окаменела», – сообщил автор исследования Джеймс Нинан.