Опубликовано 30 июля 2019, 16:54

Биологи составили эволюционное древо комодского варана

© James FJ Rooney/Flickr

Международная команда ученых впервые провела секвенирование геномов четырех комодских варанов (Varanus komodoensis) и установила гены, кодирующие их уникальные черты. Исследование было опубликовано на страницах журнала Nature Ecology & Evolution.

Самая большая из ныне живущих ящериц, самый тяжелый представитель чешуйчатых — все это обитающий на индонезийских островах Комодо, Ринча, Флорес и Гили-Мотаг комодский варан (Varanus komodoensis). Отдельные представители вида могут достигать трех метров в длину и весить до 130 кг.

Ранее считали, что размер ящерицы служит одним из примеров островного гигантизма — биологического феномена, при котором вид достигает внушительных размеров, заполнив пустующую экологическую нишу на необитаемом острове. Однако величина древнейших окаменелых находок в Австралии — возрастом в 3,8 млн лет — говорит об обратном. Будучи уже гигантом, этот вид впервые высадился на остров Флорес 900 тыс. лет назад. Миграция позволила ему избежать вымирания, которому подверглась мегафауна Австралии.

Необычная сердечно-сосудистая система (полное разделение кругов кровообращения), крепкое обоняние и стремительная скорость бега (20 км/ч) выделяют варанов среди родственных групп ящериц. Специалисты из Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН совместно с коллегами из Чехии, Италии и США потратили восемь лет на сбор данных, чтобы понять, почему комодские драконы так уникальны. Команда отсеквенировала — прочитала последовательность ДНК — геномы четырех ящериц из разных зоопарков и составила карту эволюционной истории комодского варана. В ней исследователи сравнили геномы варанов с тремя птицами, четырьмя млекопитающими и 15 рептилиями семейства Varanidae.

В ходе анализа ученые выделили 201 ген, кодирующий необыкновенные черты комодских варанов. Одни из генов кодировали феромоны, которыми вараны заманивают добычу в место засады. Некоторые гены отвечали за синтез белков свертывания крови, которые позволяют варанам переживать укусы сородичей, чья слюна содержит разжижающие кровь химические агенты. Другие гены синтезировали ферменты, которые быстро переваривают углеводы и поставляют энергию для длительных периодов охоты и борьбы.

Ученые надеются, что новая карта комодских варанов послужит шаблоном для исследования и сохранения других ящериц семейства.