Опубликовано 07 июня 2019, 18:02

Ученые переписали родословную ленивцев

© PxHere

Международная группа исследователей пришла к выводу, что трехпалые ленивцы не формируют свою собственную ветвь на филогенетическом дереве, как считалось ранее, но родственны гигантскому наземному ленивцу, мегалониксу, который жил в Северной Америке примерно 15 тыс. лет назад. А современные двуногие ленивцы — дальние родственники гигантского южноамериканского милодона, который вымер менее 10 тыс. лет назад. Исследование появилось на страницах Сurrent Biology.

Ленивцы существуют на Земле уже 50 млн лет. Сейчас на планете проживают шесть видов подотряда Ленивцы (Folivora), которых разделяют на два рода — двухпалых (Choloepus) и трехпалых (Bradypus). Представители, как правило, весят 4–8 кг и предпочитают растительную пищу. Однако живые виды составляют лишь небольшую часть разнообразия, которое ранее существовало в кайнозое. По результатам раскопок было описано более 100 родов, среди которых крупные виды плиоцена и плейстоцена, известные как наземные ленивцы ледникового периода. Они включают гигантского наземного ленивца мегатерия (Megatherium americanum), весившего более четырех тонн, и наземного ленивца Дарвина (Mylodon darwinii), названного в честь известного натуралиста, который обнаружил его первые ископаемые останки.

Биолог-эволюционист Фредерик Дельсюк из Университета Монпелье во Франции и его коллеги проанализировали почти полные последовательности митохондриальной ДНК десяти окаменелостей возрастом от 10 до 45 тыс. лет. Среди образцов были представители шести вымерших родов Mylodon, Megatherium, Megalonyx, Nothrotheriops, Parocnus и Acratocnus — всех основных линий позднего четвертичного периода.

Филогенетический анализ выявил восемь различных линий, сгруппированных в три клады, чьи взаимоотношения не соответствуют современной морфологической топологии.

Было показано, что недавно вымершие карибские ленивцы не имеют прямого отношения к живым двухпалым ленивцам, которые на самом деле являются родственниками милодона. Более того, живые трехпалые ленивцы не представляют сестринскую группу для двухпалых, а гнездятся в кладе вымерших ленивцев, которая включает мегатериума, мегалоникса и нотротериопса. Молекулярное датирование показывает, что ленивцы возникли между 28—36 млн лет назад, что согласуется с гипотезой, предполагающей существование в то время биогеографической связи между севером Южной Америки и Большими Антильскими островами.