Опубликовано 13 ноября 2018, 18:20

Изменение климата вредит репродуктивным способностям жуков

© Stephanie Walls/Flickr

Биологи экспериментально выяснили, что заметные повышения температуры на несколько дней негативно влияют на способность самцов насекомых к размножению. Подобные климатические события ученые связывают с изменением климата, что позволяет объяснить, почему подобные изменения так сильно влияют на численность некоторых видов. Ученые начинают серьезно опасаться за выживаемость организмов. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Известно, что биоразнообразие уменьшается из-за изменения климата, но конкретные механизмы воздействия и слабые места экосистем пока плохо изучены. Доказано, что в более теплом климате чаще возникают условия для периодов аномально жаркой погоды, которые происходят все чаще и на все бо́льшей площади.

Биологи исследовали влияние температуры на способность к размножению у самцов жука малого булавоусого хрущака (Tribolium castaneum). Самцов либо помещали в стандартные оптимальные условия, либо подвергали воздействию повышенной на 5-7 °C температуры в течение пяти дней. Оказалось, что однократное воздействие такой жары вдвое уменьшало количество возможного потомства, а те насекомые, которых дважды — с промежутком в десять дней — подвергали такой температуре, становились практически стерильными. У них появлялось менее 1% потомства по сравнению с контрольной группой. В то же время самки оказались невосприимчивы к таким воздействиям.

«Мы показали, что сперма оказалась особенно чувствительной к увеличению температуры окружающей среды, — говорит руководитель коллектива авторов, Мэтт Гайдж из Университета Восточной Англии (Великобритания). — Так как функциональность спермы критически важна для репродукции и жизнеспособности популяций, то эти открытия могут объяснить, почему при изменении климата снижается биоразнообразие».

Еще одним тревожным открытием стало то, что увеличение температуры влияет на будущие поколения. Так, сперма самцов второго поколения с меньшей вероятностью оплодотворяла самку и приводила к появлению меньшего количества потомства. Авторы отмечают, что жуки ответственны примерно за четверть глобального биоразнообразия, поэтому влиянием изменения климата на них невозможно пренебречь. Также есть некоторые свидетельства, что подобное воздействие также ухудшает репродуктивные функции теплокровных животных.