Опубликовано 28 июня 2018, 19:27

Морские природоохранные зоны назвали неэффективными

Один из обитателей природоохранной зоны Фунафути

© Brocken Inaglory/Wikimedia Commons

Многие морские природоохранные зоны приводят к неоправданно большим финансовым потерям, а само их положение не оптимально. В результате уникальные экосистемы оказываются не защищены, а рыболовство излишне ограничивается. К этому выводу пришел международный коллектив исследователей, опубликовавший статью в журнале Conservation Letters.

Многие экосистемы на Земле редко встречаются и их достаточно просто разрушить. Чтобы оградить подобные экосистемы от пагубного воздействия человека, государства мира создают природоохранные зоны. Они охватывают как сушу, так и море. На данный момент таким статутом обладает почти 13% прибрежных территориальных вод по всему миру. Согласно так называемым Целям устойчивого развития, утвержденным ООН, под защитой должны находиться как минимум 10% всего Мирового океана и все типы морских экосистем.

«Несмотря на то, что площадь морских природоохранных зон с 2000 года увеличилась в десять раз, то есть на 21 миллион квадратных километров, для половины всех морских экосистем обозначенные цели не достигнуты, а десять экосистем полностью не защищены», — говорит руководитель коллектива авторов Хью Поссингэм из Квинслендского университета в Австралии. В новой работе ученые оценили эффективность увеличения охраняемых зон как с точки зрения экономической выгоды для рыболовства, так и для природного биоразнообразия.

Авторы приходят к выводу, что связанные с природоохранными зонами решения принимались неэффективно. При изначально правильно выбранной стратегии (подобные глобальные инициативы были впервые сформулированы в 1982 году) суммарная площадь охраняемых зон сегодня могла бы быть на треть меньше, стоила бы в два раза меньше и соответствовала бы международным целям по защите 10% каждой экосистемы.

Новые цели по сохранению морских обитателей на 2020—30 года будут сформулированы на съезде в Китае в 2019 году. Ученые призывают государства выбирать продуманную тактику с самого начала, что поможет как природе, так и людям, уменьшив экономически издержки.