Опубликовано 05 октября 2019, 11:59

На Байкале найдены ископаемые тропические птицы – бородастики

Фрагменты костей ископаемого бородастика Capitonides sp. из Тагая

© Volkova N.V. The first fossil barbet (Aves, Ramphastidae) from Siberia // Journal of Ornithology (2019).

На берегу озера Байкал впервые найдены остатки тропических птиц из семейства бородастиковых возрастом 16-18 млн лет (конец раннего – начало среднего миоцена). Эти птицы крайне редко встречаются в ископаемой летописи – на сегодняшний день находки бородастиков единичны. Статья с описанием находки вышла в журнале Journal of Ornithology.

Современные бородастики – небольшие ярко окрашенные птицы, которые сейчас живут в тропических лесах Африки, Азии и Южной Америки. По современной систематике бородастики – близкие родственники туканов, а вместе они близки к медоуказчикам. Все это лесные птицы из отряда дятлообразных, исключительно редко встречающиеся в ископаемой летописи.

В результате экспедиционных работ Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН (ПИН РАН) на Байкале найдены фрагменты коракоида, плечевой и локтевой костей. Остатки были отнесены к ископаемому роду Capitonides, описанному ранее из раннего и среднего миоцена Центральной Европы.

По словам автора исследования – научного сотрудника ПИН РАН Натальи Волковой, – данная находка совершенно неожиданная, так как это первые ископаемые бородастики, найденные на территории Азии.

Карта современного распространения семейства бородастиковых (черная заливка): звездочками отмечены места находок ископаемых форм, крупная звезда –  местонахождение Тагай на Байкале