Опубликовано 15 июля 2019, 20:15

Открыт новый род утконосых динозавров

© ICRA Art

Палеонтологи из Техасского технологического университета и Автономного университета Барселоны выделили новый вид и род утконосых динозавров – гадрозавров — по останкам, найденным еще в прошлом веке. Статья, посвященная открытию, была опубликована в Journal of Systematic Palaeontology.

В 1980-х годах профессор Техасского технологического университета Том Леман обнаружил сильно обветренные кости динозавра. В 1990-х ученые частично описали останки, но посчитали их принадлежим роду гадрозавров – грипозаврам. И лишь сейчас специалисты осознали, что найденный динозавр гораздо примитивнее их и других видов утконосых динозавров.

Этот вид примитивных гадрозавров, который жил около 80 млн лет назад в Техасе, получил свое название Aquilarhinus palimentus за крючковатый нос и широкую нижнюю челюсть в форме двух лопаток, расположенных рядом. Челюсти утконосых динозавров имели U-образую форму. Клюв Aquilarhinus, использовавшийся для того, чтобы срезать стебли растений, стал первым известным клювом такой формы. Его нижние челюсти встречаются наподобие буквы W, создавая широкий уплощенный «совок».

«Новое животное является одним из наиболее примитивных известных гадрозавров. Это может помочь нам понять, как они возникли в процессе эволюциии и как распространились в дальнейшем, как и почему украшения на их головах эволюционировали. Его существование является еще одним доказательством все более популярной гипотезы, гласящей, что эта группа динозавров зародилась в юго-восточной части США», – отметил сотрудник Автономного университета Барселоны Альберт Прието-Маркес.

Миллионы лет назад этот динозавр выкапывал водные растения из болот дельты древней реки, на территории которой сейчас находится пустыня Чиуауа. После вымирания некоторые его кости были снесены вниз по течению и застряли в растительности. Прилив осаждал ил, который скапливался на берегу канала вокруг его тела, превращая кости в окаменелости.