Опубликовано 18 мая 2017, 11:30

Определен рекордсмен по грудному вскармливанию среди млекопитающих

© Darren Whiteside/Reuters

Самки орангутанов кормят своих детенышей грудью восемь и более лет — дольше, чем любые другие приматы. К такому выводу пришли ученые из австралийского Университета Гриффита и других учреждений, авторы статьи в журнале Science Advances.

О склонности орангутанов к длительной лактации было известно давно, однако из-за скрытного образа этих животных точный срок вскармливания установить не удавалось. Сейчас исследователи измерили его, опираясь на химический анализ зубов детенышей.

Они измерили уровень бария в молярах четырех молодых орангутанов видов Pongo pygmaeus и Pongo abelii. Когда производство молока кормящими матерями забирает из их костей кальций, вместе с ним вымывается и барий. Методом масс-спектрометрии ученые определили концентрацию этого элемента в разных слоях зубов.

Оказалось, что в первый год жизни детеныши питаются исключительно молоком матери. Затем они учатся есть фрукты и коренья, и уровень бария падает. Однако затем, примерно раз в год, концентрация этого вещества снова растет, вероятно, в то время года, когда фрукты и тому подобная пища оказываются в дефиците. В конечном счете детеныши орангутанов продолжают сосать материнскую грудь, пока им не исполняется 8-9 лет. Половой зрелости, нужно сказать, они достигают в 12-15 лет.

Раньше тот же коллектив ученых использовал масс-спектрометрию для определения продолжительности грудного вскармливания у неандертальцев (обследованный младенец оторвался от груди уже в 15 месяцев). Сейчас исследователи проводят аналогичные опыты с зубами других приматов.