Опубликовано 29 января 2019, 12:46

Белки указали на то, как динозавры начали летать

© Zhao Chuang

Биологи получили молекулярные свидетельства перехода некоторых ранних динозавров к полету. Ученым удалось выяснить эволюцию ключевых белков, которые сделали перья легче и гибче. Результаты опубликованы в журнале PNAS.

Палеонтологам давно известно, что многие ранние динозавры — предки современных птиц — были покрыты перьями. Скорее всего их изначальными функциями было сохранение тепла или привлечение партнеров. Однако с течением времени некоторые из этих животных освоили полноценный полет, но никто не мог сказать, когда именно это случилось, и что было ключевым событием, определившим это эволюционное приспособление.

В новой работе биологи анализировали белки α- и β-кератины из исключительно хорошо сохранившихся окаменелостей пяти видов динозавров возрастом от 75 до 160 миллионов лет, найденных в Монголии и Китае. У всех современных наземных животных присутствуют кератиновые части тела, например, ногти, волосы некоторые виды рогов. У крокодилов, черепах, ящериц и птиц β-кератины в виде чрезвычайно тонких и жестких волокон формируют когти, клювы и перья. Современные генетические данные позволяют восстановить родство организмов на основе присутствующих в них кератинов.

Окаменелые останки Anchiornis, использованные в исследовании