Опубликовано 18 июля 2019, 22:32

Скелет из юрского периода рассказал об эволюции питания млекопитающих

Microdocodon gracilis в представлении художника

© April I. Neander/University of Chicago

Строение подъязычных костей найденного в 2014 году палеонтологами из Китая, Германии и США ископаемого млекопитающего юрского периода оказалось почти таким же, как и у современных представителей класса. Статья, содержащая описание вида, опубликована в Science.

У млекопитающих существует множество различных способов пережевывания, однако способ проглатывания у них всего один. В отличие от других позвоночных, млекопитающие жуют и глотают пищу маленькими кусочками. Делать это им помогают напоминающие латинскую U подъязычные кости, связывающие глотку с отверстиями пищевода и гортани и позволяющие мышцам горла отвечать за сложные функции вроде перемещения разжеванной пищи. У других позвоночных они стержневидны по форме, не крепятся, как у млекопитающих, и не разделены сочленениями.

Microdocodon gracilis, представитель докононтов – одного из отрядов ранних млекопитающих , — был крошечным существом весом пять — девять грамм с продолговатым телом и длинным хвостом. Его прекрасно сохранившиеся ископаемые останки возрастом 164—166 млн лет были найдены исследователями из Чикагского, Боннского и Йельского университетов в 2014 году на северо-востоке Китая. Сходство подъязычных костей юрского млекопитающего с такими костями у современных представителей класса поразило ученых. Однако были у микродокодона черты, роднившие его с цинодонтами, от которых млекопитающие произошли.

«Сочлененные и подвижные подъязычные кости сосуществуют у Microdocodon с архаичным средним ухом, которое прикреплено к нижней челюсти», — отметил один из исследователей, Бхар-Аньян Бхуллар из Йельского университета.