Опубликовано 11 января 2019, 14:11

Ядовитая туалетная бумага показала, как термиты помогают тропическим лесам

© Choon Huat Quah/Wikimedia Commons/Steven Depolo/Flickr

Экологу Кейт Парр и ее коллегам потребовались сотни чайных пакетиков и тысячи рулонов туалетной бумаги, чтобы продемонстрировать, что термиты помогают тропическим лесам противостоять засухе. В лесах с большим количеством термитов больше влажность почвы, лучше разложение опавших листьев и выживаемость растений во время засухи. Статья ученых опубликована в журнале Science.

Термиты играют важную роль в тропических экосистемах, но никто точно не знает, насколько они важны. Чтобы изолировать воздействие термитов от других обитателей почвы, команда ученых посадила их на «целлюлозную диету».

В 2014 году исследователи закопали пропитанные инсектицидами рулоны туалетной бумаги, а также использованные чайные пакетики на четырех лесных участках, размер каждого из которых был примерно с пять олимпийских плавательных бассейнов. По словам исследователей, рулоны туалетной бумаги для термитов похожи на сладкую вату.

«Это действительно удивительная, легко усваиваемая еда для термитов. Мы использовали отравленные пакетики на случай, если некоторые термиты откажутся от туалетной бумаги. После поедания отравленных приманок термиты умерли, в то время как 14 других наиболее часто встречающихся групп беспозвоночных, включая муравьев и жуков, не пострадали. Просто, кроме термитов, никто из этих насекомых не употребляет целлюлозу», — говорит автор исследования Кейт Парр.

За два года команда уничтожила все появившиеся колонии термитов в исследуемой зоне. В итоге было использовано около 3500 рулонов, в том числе без яда, чтобы можно было проверить, какая часть насекомых употребляет целлюлозу вообще. Это помогло исследователям оценить количество термитов в районе. На обработанных участках активность термитов снизилась на 45 процентов по сравнению с четырьмя необработанными участками.

Через год после начала исследования в лесу произошла сильная засуха, вызванная сильным событием Эль-Ниньо. Сначала исследователи беспокоились о том, что их эксперимент, связанный с деятельностью насекомых в тропических лесах, будет провален. Но это, наоборот, оказалось прекрасной возможностью исследовать, как термиты влияют на лес во время засухи. В это время количество термитов удвоилось, и опавшие листья разлагались быстрее на необработанных участках, чем на обработанных. Необработанные участки также имели более высокую влажность почвы, концентрацию питательных веществ и выживаемость рассады. Эти эффекты не наблюдались в периоды без засухи.

Исследователи предположили, что насекомые могли бы извлечь выгоду из более легкого прокладывания туннелей в более сухой почве или меньшего количества хищников, таких как муравьи.