Опубликовано 10 августа 2020, 21:26

Биологи обнаружили тысячи затронутых параллельной эволюцией генов

© Max Pixel/Sam Adam-Day/Indicator.Ru

Исследователи из Института проблем передачи информации РАН и Сколковского института науки и технологий вместе с коллегами из Иркутского и Московского государственных университетов показали, что параллельная эволюция, при которой формируются адаптации, может затрагивать тысячи генов у близкородственных видов. Ранее считалось, что это характерно только для единичных генов. Статья об открытии опубликована в журнале Genome Biology and Evolution.

Иногда в основе формирования сходных адаптаций лежат одни и те же мутации, которые возникают независимо друг от друга — как будто эволюция повторяет свой путь. Это называется параллельной эволюцией. Зачастую доказать, что такие мутации возникли не случайно, а действительно помогают организмам приспосабливаться к условиям окружающей среды, довольно трудно. До сих пор биологи смогли подтвердить адаптивные параллельные мутации только в некоторых генах или небольших группах взаимосвязанных генов.

Теперь российские исследователи проанализировали белок-кодирующие последовательности 46 видов рачков-бокоплавов, которые живут в озере Байкал. Авторы хотели выяснить, повышаются ли темпы адаптивной параллельной эволюции в близкородственных видах, которые возникли в результате вспышки видообразования в небольшой географической области.

Биологи обнаружили тысячи затронутых параллельной эволюцией генов