Биология

Ученые прояснили эволюционную связь между видами людей

Останки Homo antecessor

Prof. Jos Mara Bermdez de Castro

Международная коллаборация палеонтологов впервые получила генетическую информацию из останков человека предшествующего возрастом 800 тысяч лет — одного из самых древних гоминидов Европы. Эта информация позволила установить связь между Homo antecessor, Homo sapiens, неандертальцами и денисовцами. Свое исследование авторы опубликовали в журнале Nature.

Окаменелости, проанализированные исследователями, были найдены в 1994 году на стратиграфическом уровне TD6 пещеры Гран-Долина — одного из археологических и палеонтологических объектов гор Атапуэрка в Испании. Первый анализ показал ученым, что Homo antecessor был последним общим предком современных людей и неандертальцев. Эти результаты были основаны на форме его останков и внешнем виде окаменелостей. В последующие годы эволюционные отношения между Homo antecessor и другими видами людей, такими как человек разумный и неандертальцы, интенсивно обсуждались среди антропологов.

Хотя гипотезу о том, что Homo antecessor мог быть общим предком неандертальцев и современных людей, очень трудно вписать в существующий эволюционный сценарий рода Homo, новые находки в TD6 и последующие исследования выявили несколько признаков, общих для человеческого вида, найденного в Атапуэрке, и неандертальцев. Кроме того, новые исследования подтвердили, что черты лица Homo antecessor очень похожи на черты лица Homo sapiens и очень отличаются от черт лица неандертальцев.

Используя масс-спектроскопию, авторы нового исследования смогли выделить протеом — совокупность белков — зубной эмали и достоверно определить положение Homo antecessor в филогенетическом древе людей как очень близкой сестринской линии. Новый молекулярный метод — палеопротеомика — позволяет ученым получать молекулярные доказательства для точной реконструкции эволюции человека, используя самые древние ископаемые останки.

«Наше исследование белка предоставляет доказательства того, что вид Homo antecessor может быть тесно связан с последним общим предком Homo sapiens, неандертальцев и денисовцев. Черты, общие для Homo antecessor с этими гомининами, явно появились гораздо раньше, чем предполагалось ранее. Поэтому изученный нами вид был бы базальной группой формирующегося человечества, в который входят неандертальцы, денисовцы и современные люди», — резюмирует научный руководитель раскопок в Атапуэрке и соавтор статьи Хосе Мария Бермудес де Кастро, сотрудник Университетского колледжа Лондона.