Опубликовано 25 декабря 2019, 11:22

Названная в честь хита Youtube нижнемеловая муха притворялась осой

© Khramov A.V/Borissiak Paleontological Institute/PSY/YouTube

Российские исследователи вместе с коллегами из Южной Кореи открыли и описали новый вид мух-джангсольвид, которые жили в первой половине мелового периода — примерно 110 млн лет назад. Судя по наличию длинного хоботка, они могли питаться нектаром цветов. Подобно многим современным мухам, эти насекомые «маскировались» под ос, чтобы ввести в заблуждение хищников. Статья об открытии была опубликована в журнале Alcheringa.

Новый вид получил название Buccinatormyia gangnami, в честь песни Gangnam Style южнокорейского исполнителя PSY — одной из самых популярных в истории платформы Youtube. Ученые нашли больше десяти отпечатков тела этого вида мух недалеко от южнокорейского города Чинджу. Ископаемое насекомое относят к вымершему семейству Zhangsolvidae, которое процветало в первой половине мелового периода, когда на Земле появились цветковые растения.

Мухи B. gangnami были в два раза крупнее комнатной мухи, а длина их хоботка достигала пяти миллиметров. Это позволяло насекомым «засовывать свой нос» не только в цветы, но и в шишки голосеменных растений, часть из которых в то время опылялась насекомыми и выделяла сладковатую жидкость для их привлечения. Темное брюшко ископаемых мух было украшено четырьмя парами светлых пятен — ученые предполагают, что они были желтыми или оранжевыми.

Такой черно-желтый узор есть и у многих современных мух-опылителей, которые ведут дневной образ жизни. Из-за этого окраса хищники принимают насекомых за ос и обходят их стороной, хотя на самом деле они безобидны. Но нельзя исключать, что мухи B. gangnami имитировали внешний вид каких-то других жалящих перепончатокрылых.

Причины вымирания этого вида и других мух-джангсольвид до сих пор остаются неизвестными для палеонтологов. «В мезозойском периоде было несколько семейств мух с длинными хоботками. Первоначально они использовались для опыления голосеменных растений. Некоторые из них смогли дожить до наших дней, а другие — нет. Вероятно, многое зависит от того, насколько хорошо они смогли адаптироваться к появлению цветковых растений. По-видимому, мухи-джангсольвиды не смогли этого сделать, но мы пока не знаем, почему», — отмечает руководитель исследования, старший научный сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Александр Храмов.