Опубликовано 11 ноября 2016, 16:30

Впервые найдена связь между хищничеством и распространением вирусов

Инфузория-туфелька

© Rogelio Moreno Gil /Nikon Small World

Ученые впервые продемонстрировали, что поедание хищниками добычи влияет на рост и сокращение популяций вирусов. Иными словами, пищевые сети в экосистеме существенно влияют на скорость репликации вирусов. Об этом открытии сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Биологи из Университета Небраски-Линкольна работали с инфузориями-туфельками и зелеными водорослями, которыми находятся во взаимовыгодных отношениях друг с другом: водоросли дают пищу, а инфузории защищают от хлоровирусов. Однако вирологи не могли понять, как именно вирус получает доступ к своей добыче, защищенной инфузорией.

Оказалось, что главную роль в этом процессе играют веслоногие ракообразные: они не просто поедают инфузорий, а частично их переваривают, обнажая еще живые водоросли, в результате чего последние становятся легкой жертвой вирусов. Таким образом, ракообразные оказываются катализатором репликации вирусов.

Добавление всего одной особи ракообразных за 24 часа повысило содержание хлоровирусов в стакане пресной воды в сто раз. «Это первый известный нам случай в мире животных, когда хищник делает другие существа жертвой вируса», — отметил соавтор статьи Джеймс ван Эттен.