Опубликовано 05 сентября 2018, 12:22

Рыба-лопата оказалась первой всеядной акулой

Акула-лопата

© Mills Baker/Wikimedia Commons

Биологи доказали, что малоголовая молот-рыба (она же акула-лопата, Sphyrna tiburo) может переваривать растительную пищу. Ученые знали, что некоторые акулы, которые обычно считаются хищниками, проглатывают разную еду без разбора, но было неизвестно, способны ли они ее усваивать. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Долгое время ученые считали, что абсолютное большинство акул плотоядно, причем в их диете рекордное количество мяса по сравнению с другими земными организмами. Было известно, что некоторые виды проглатывают и растительную пищу, но проглотить и успешно переварить, получив при этом энергию, не всегда одно и то же. Оказывается, что распространенная в тропических водах акула-лопата может переключаться на растительную диету.

Ученые уже знали, что малоголовые молот-рыбы поглощают водоросли, поскольку желудки некоторых найденных особей были наполнены водными растениями до 62%, тем не менее биологи думали, что акулы делают это по ошибке, когда пытаются пообедать крабами, головоногими и другими мелкими беспозвоночными. «Большинство исследователей предполагало, что это было случайным и не являлось для акулы полноценной едой, — говорит ведущий автор работы Саманта Ли из Калифорнийского университета в Ирвайне (США). — Я хотела узнать, какую часть водорослей акула способна переварить».

Чтобы выяснить это, ученые поймали несколько акул и кормили их на 10% головоногими и на 90% водорослями, помеченными особым изотопом углерода. Спустя три недели они взвесили рыб, а также измерили концентрацию этого маркера в продуктах их жизнедеятельности и крови. Оказалось, что акулы смогли усвоить около половины питательных веществ из растений. Биологи заключают, что исследователям нужно переосмыслить роль акул в средах обитания с большим количеством водорослей — наиболее распространенного вида прибрежных экосистем на Земле.