Опубликовано 16 августа 2018, 19:54

В янтаре нашли жука-опылителя возрастом 99 миллионов лет

Один из найденных в янтаре жуков, Cretoparacucujus cycadophilus, который жил в середине мелового периода

© Chenyang Cai

В янтаре из Мьянмы ученые нашли останки жуков, опылявших саговники — распространенные в мезозое ранние семенные растения. Находка возрастом 99 миллионов лет стала самой древней известной окаменелостью, которая доказывает, что саговники и насекомые взаимодействовали. Результаты изложены в журнале Current Biology.

Насекомые и другие животные часто помогают цветковым растениям распространять пыльцу и тем самым размножаться. Однако задолго до их расцвета насекомые опыляли еще один отдел растений — саговники.

В новой работе биологи пишут, что обнаружили жуков из семейства Boganiidae в янтаре рядом с пыльцой саговников. Возраст находки составляет около 99 миллионов лет. Кроме близости расположения, гипотезу о том, что насекомые опыляли саговники, подтвеждает специфическое строение ротового аппарата, которое подходит для такого образа жизни. «Наша находка указывает на то, что жуки опыляли саговники очень давно — как минимум начиная с раннего юрского периода, то есть задолго до того, как покрытосеменные растения начали доминировать [на Земле], и задолго до того, как их опылители, такие как пчелы, начали распространяться [по планете] в меловом периоде», — говорит соавтор работы Ченьян Цай из Бристольского университета (Великобритания).

Ротовой аппарат жившего в середине мелового периода жука Cretoparacucujus cycadophilus, который предположительно использовался для питания пыльцой

© Chenyang Cai

Авторы провели филогенетическое исследование, чтобы определить место обнаруженных жуков на дереве жизни. Оказалось, что это родственники живущих сегодня австралийских жуков рода Paracucujus, которые опыляют реликтовые растения рода Макрозамия, относящиеся к саговникам. Авторы надеются найти дополнительные примеры древнего взаимодействия насекомых и растений. Эта задача осложняется тем, что останки древнее юрского периода обычно находят не в янтаре, где они в основном сохраняют свою форму, а в виде сплюснутых окаменелостей.