Трамвай водородных желаний

Настоящее и будущее топлива для электротранспорта

Трамвай ЛМ-68М, оснащенный водородными топливными элементами, во время ходовых испытаний в Санкт-Петербурге

Александр Демьянчук/ТАСС

Все ли типы литий-ионных аккумуляторов пригодны для электротранспорта, какие типы источников для него используются на самом деле и какие разговоры действительно необходимы на конференциях — в колонке научного редактора Indicator.Ru.

Несмотря на площадку Физико-технического института им. А. И. Иоффе, организатором конференции «Источники энергии для электротранспорта» в Санкт-Петербурге выступил Центр компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при Институте проблем химической физики РАН в Черноголовке.

Обычно на конференциях представляют новые доклады или новые разработки. Здесь же впервые собрались все (или почти все), кто занимается новыми технологиями на электротранспорте. Целью конференции — первой в цепи — стало обрисовать состояние новых технологий в энергетике электротранспорта на земле, в небесах и на море в России и во всем мире, увидеть векторы их развития в каждом из сегментов и честно обсудить, куда двигаться дальше.

Исходя из этого, программа длинного дня и была разбита на четыре смысловые части.

Сначала ведущие специалисты в своих областях сделали обзоры того, что уже есть в мире новых источников энергии. Например, глава Центра компетенций НТИ Юрий Добровольский рассмотрел все возможные источники энергии. Вывод: существует довольно много типов источников, но реально применяется два с половиной — литий-ионные батареи, которые почти достигли своего предела энергоемкости, водородные топливные элементы, которые развиваются меньшее время, чем аккумуляторы и — с некоторыми оговорками — суперконденсаторы.

Артем Абакумов из Сколковского института науки и технологий подробнейшим образом разобрал возможные варианты применения литий-ионных аккумуляторов на электротранспорте — как потенциальные новые их разновидности, так и уже существующие в серийном производстве. И в том числе честно сказал, что некоторые типы этих аккумуляторов, которые в новостях обещают новые революции в электротехнике, на самом деле «may prove impossible to achieve». То есть могут вообще оказаться непригодными для промышленного применения, как литий-кислородные аккумуляторы.

Максим Ананьев, директор Института высокотемпературной электрохимии УрО РАН, рассказал о другом типе источников энергии — высоко- и среднетемпературных топливных элементах. Эти элементы могут быть совсем маленькими и использовать в качестве топлива (которое на самом деле не горит, а электрохимически окисляется) не только водород, а, например, пропан — газ для зажигалок, и на их основе можно делать мобильные зарядные устройства. Про перспективы транспортного применения мобильных энергоустановок с топливными элементами рассказывал и еще один докладчик, Александр Сивак из НИЦ «Топаз». Говорили и о том, как получать топливо для топливных элементов: Игорь Седов из ИПХФ РАН рассказал, как получать водород для водородного транспорта.

Был представлен в первой части конференции и практический пример — местный. Сергей Живулько из Крыловского государственного научного центра рассказал о конкретном случае создания прототипа городского электротранспорта на водородных топливных элементах — водородного трамвая.

Вторая же часть конференции получилась выездной: «товар» — тот самый водородный трамвай — показали лицом.

После научно-технологической части участники поговорили и о деньгах. Точнее — о рынках. Лидеры трех рынков Национальной технологической инициативы — AeroNet, AutoNet и MariNet — обсудили, в каких сегментах этих рынков могут найти себе место транспортные средства с литий-ионными аккумуляторами или топливными элементами в качестве источников энергии и где они будут более удачной альтернативой дизелю, керосиновому реактивному двигателю или атомной силовой энергоустановке. И этим дело не закончилось: после всего ученые, организаторы науки и технологических прорывов собрались за круглым столом вместе с представителями предприятий (среди участников можно назвать крупнейшую туристическую компанию «Водоход», которая может сама заказывать постройку новых теплоходов), чтобы поговорить без витиеватости и смягченных тонов. Я не буду приводить цитаты оттуда, но, как мне кажется, такой разговор гораздо полезнее политкорректной беседы.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.