Опубликовано 20 января 2017, 20:11

Названа основная причина вымирания австралийской мегафауны

© Peter Trusler, Monash University

Австрало-американская группа ученых пришла к выводу о том, что основной причиной вымирания австралийской мегафауны был человек. Своим исследованием биологи надеются поставить точку в многолетнем споре о главном виновнике исчезновения большинства крупных животных континента. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Авторы изучали донные отложения в Индийском океане к юго-западу от побережья Австралии. Из них были получены данные о сдуваемых и смываемых с материка веществах, в том числе пыли, пепле, пальце и спорах гриба Sporormiella, который растет на навозе травоядных животных. Такой источник информации позволил заглянуть в прошлое на 150 000 лет назад, вплоть до начала последней ледниковой эпохи. Споры гриба Sporormiella в больших количествах присутствует в слоях, возраст которых составляет от 150 000 лет до примерно 45 000 лет, после чего их количество резко уменьшается. Донные отложения также продемонстрировали, что эта область Австралии является одним из немногих регионов, покрытых густыми лесами как 45 000 лет назад, так и сейчас.

«Распространенность этих спор является хорошим свидетельством большого количества больших млекопитающих на территории юго-западной Австралии вплоть до 45 000 лет назад, — говорит один из авторов, профессор Гиффорд Миллер из Колорадского университета в Боулдере. — Затем, в течение всего нескольких тысяч лет, популяция мегафауна резко приходит в упадок». К австралийской мегафауне, обитавшей на континенте 50 000 лет назад, относятся огромные кенгуру, массой в сотни килограмм, двухтонные вомбаты, семиметровые ящерицы, двухсоткилограммовые нелетающие птицы, сумчатые львы и черепахи размером с небольшой автомобиль. Более 85% млекопитающих, птиц и рептилий массой более 50 килограммов вымерло спустя небольшое время после появления человека.

Причины вымирания австралийской мегафауны обсуждаются научным сообществом не один десяток лет. Некоторые считают, что крупные животные не смогли пережить изменений климата, к которым относится опустынивание юго-западной Австралии 70 000 лет назад. Также популярна точка зрения, что основной причиной стал человек или комбинация деятельности наших предков и изменения климата. В 2016 году была обнаружена обугленная скорлупа вымершей птицы гениорниса, что стало первым прямым доказательством охоты древних людей на представителей мегафауны.