Опубликовано 30 августа 2017, 14:41

Первый российский краудфандинговый спутник не выходит на связь

Запуск ракеты «Союз 2.1а»

© Министерство обороны Российской Федерации

Четыре российских спутника, запущенных в июле на ракете-носителе «Союз-2.1а», не отвечают на команды с Земли, а еще два оказались не на расчетных орбитах. Среди аппаратов — первый российский краудфандинговый спутник «Маяк». Подробности ситуации приводит Space News.

Не работают два малых аппарата МКА-Н, созданные частной российской компанией Dauria Aerospace для Роскомсома, разработанный в Московском авиационном институте Искра-МАИ-85 и первый в России собравший финансирование краудфандингом аппарат «Маяк». Также один из восьми спутников американской компании Spire Global серии Lemur-2 и один из 48 спутников дистанционного зондирования Земли Flock 2k Doves компании Planet из США оказались не на своих предполагаемых орбитах.

Причины сбоев неизвестны. Сейчас компании-разработчики винят в этом как отказ оборудования и неполадки в программном обеспечении, так и нештатную ситуацию, связанную с работой ракеты или разгонного блока. Запуск был особенно сложным именно для разгонного блока, так как аппараты было необходимо вывести на три разных орбиты, причем все неработающие должны были обращаться на высоте в 600 километров. Однако пять других аппаратов, выведенных на данную орбиту, функционируют.

Представители Dauria Aerospace утверждают, что созданные ими аппараты прошли полный цикл наземных тестов, что подтверждает полную готовность к работе в условиях космического пространства. В компании обсуждают несколько рабочих гипотез о причинах отказа, в том числе брак при производстве деталей, но также и внешнее воздействие. Dauria пытается скооперироваться с другими компаниями для выяснения всех нюансов, которые помогут разобраться в причинах неудачи, даже несмотря на то, что многие компании не стремятся раскрывать такую информацию под предлогом коммерческих интересов и бизнес-репутации.