Опубликовано 13 ноября 2019, 21:00

Получены самые старые молекулярные доказательства эволюции гоминидов

Реконструкция семейства гигантопитеков

© Natural History Museum/Science Photo Library

Исследователи из Копенгагенского университета получили несколько белков зубной эмали из ископаемых останков гигантопитека возрастом примерно в два миллиона лет. Анализ образца помог выяснить некоторые загадки, связанные с этим видом гоминидов. Статья исследователей опубликована в журнале Nature.

В последние годы анализ ДНК произвел революцию в нашем понимании человеческой истории. Генетический материал, сохраненный в ископаемых останках наших предков, позволил нам реконструировать последние 50 тыс. лет эволюции гоминидов. Тем не менее самые древние ископаемые останки предков человека с сохраненной ДНК датируются 400 тыс. лет, а самая древняя и самая интересная эволюционная область остается неизученной.

Исследователям из Института эволюционной биологии и факультета наук о здоровье человека Копенгагенского университета удалось впервые секвенировать белки из эмали моляра гигантопитека возрастом 1,9 млн лет из пещеры на юге Китая. Проведенный анализ позволил прояснить эволюционную историю Gigantopithecus blacki, гигантской обезьяны высотой более трех метров, населявшей леса Юго-Восточной Азии и вымершей 300 тысяч лет назад.

«До сих пор все, что было известно об этом виде, основывалось на морфологии многих зубов и нескольких найденных мандибул, типичных для травоядного, — рассказывает один из исследователей, доцент Копенгагенского университета Энрико Каппеллини. — Проведенная палеопротеомика позволила нам реконструировать эволюционную историю этого далекого родственника человека».

Команде удалось сравнить реконструированный ископаемый протеом с базой данных известных гоминидных белков, сумев прояснить положение гигантопитека в эволюционной истории гоминидов. Ученые подтвердили, что Gigantopithecus blacki относится к той же таксономической группе, что и орангутан, но пути их эволюции разошлись в миоцене — около 12 миллионов лет назад.