Астрономия

От Солнца и Меркурия — за Плутон

Главные новости планетных миссий 2018 года

Ультима Туле

© NASA

2018 год запомнился нам многими яркими эпизодами космических миссий. Многое происходило впервые в истории. Indicator.Ru вспоминает, как человечество изучало Солнечную систему космическими аппаратами в ушедшем году (правда, с захватом нескольких дней года наступившего)

2018 год запомнился нам многими яркими эпизодами космических миссий. Многое происходило впервые в истории. Indicator.Ru вспоминает, как человечество изучало Солнечную систему космическими аппаратами в ушедшем году (правда, с захватом нескольких дней наступившего).

К Солнцу!

12 августа успешно стартовала миссия Parker Solar Probe. По плану миссия должна продлиться семь лет, за это время зонд 24 раза облетит вокруг Солнца по эллиптической орбите. В момент максимального приближения к звезде Parker Solar Probe окажется всего в шести миллионах километрах от нее. Впрочем, уже этой осенью аппарат побил рекорд максимального приближения к Солнцу.

Свое название зонд получил в честь американского астрофизика Юджина Паркера, который в 1958 году предсказал существование солнечного ветра — потока заряженных частиц от Солнца. Это первый случай в истории NASA, когда миссия названа в честь человека еще при его жизни.

Долгая дорога на Меркурий

В октябре всего в третий раз в истории человечества космический аппарат (а точнее, аппараты) отправился к ближайшей к Солнцу планете — Меркурию. Стартовавшая с космодрома Куру во Французской Гвиане ракета-носитель Ariane 5 вывела на орбиту миссию BepiColombo.

Построенный в Европе модуль трансфера к Меркурию (Mercury Transfer Module) перенесет на орбиту планеты два космических аппарата. Первый из них называется Mercury Planetary Orbiter. Он собран в ЕКА и предназначен для исследования собственно Меркурия.

На борту MPO находится 11 научных приборов, три из которых: гамма- и нейтронный спектрометр MGNS (Mercury Gamma-ray and Neutron Spectrometer), ультрафиолетовый спектрометр PHEBUS (Probing of Hermean Exosphere by Ultraviolet Spectroscopy) и панорамный энерго-масс-спектрометр положительно заряженных ионов PICAM (Planetary Ion Camera) в составе плазменного комплекса SERENA (Search for Exospheric Refilling and Emitted Natural Abundances) — созданы с участием российских ученых из Института космических исследований РАН.

А вот второй зонд, созданный в Японском космическом агентстве JAXA, в июне этого года получил новое имя. Вместо европейской аббревиатуры ММО, что означает Меркурианский орбитер для изучения магнитосферы (Mercury Magnetospheric Orbiter), он будет называться коротким красивым словом Mio, что в переводе с японского означает «фарватер».

В конце 2025 года аппараты должны выйти на орбиту Меркурия (MPO — на близкую к круговой, Mio — на очень вытянутую эллиптическую), где проработают до мая 2027 года с возможностью продления.

Имя на Марсе

В ноябре успех пришел к исследователям Марса (два года назад европейский демонстрационный модуль Schiaparelli разбился из-за сбоя в работе инерциального измерительного блока). Впервые за шесть лет на поверхность Марса успешно опустился сделанный на Земле аппарат — миссиия NASA InSight.

Вместе с ним (немного позади) к Марсу прибыли два мини-спутника, кубсата, которые получили название MarCO (Mars Cube One). Их главная цель — ретранслировать сигнал во время посадки на Землю. Еще до касания поверхности планеты в Центре управления полетами NASA несколько раз раздавались громкие аплодисменты: кубсаты сработали на «отлично».

У InSight два основных научных инструмента. Seismic Experiment for Interior Structure (SEIS, «Сейсмический экспериментальный прибор для изучения внутренней структуры [Марса]») попробует отследить сейсмическую активность Красной планеты и понять ее внутреннее устройство. Heat Flow and Physical Properties Package (HP3, «Набор для изучения теплового потока и физических свойств») должен будет пробурить в Марсе самую глубокую за всю историю его исследования скважину (около пяти метров) и изучить тепло, идущее из глубин четвертой планеты Солнечной системы.

Сейсмограф InSight

© NASA

Прощай, «Рассвет»!

В ноябре этого года завершилась еще одна уникальная миссия NASA. Аппарат Dawn («Рассвет»), стартовавший 11 лет назад, — первый в истории космический зонд, целями которого стали сразу два космических тела, которые нужно было изучить поочередно не с пролетной траектории, а с орбиты.

Миссия была запланирована для изучения объектов пояса астероидов. Когда миссия только готовилась, обе ее цели: и первый открытый объект пояса Церера, и астероид номер 4 Веста — считались астероидами, но, как мы помним, летом 2006 года Международный астрономический союз «понизил» статус Плутона и «повысил» Цереры, назвав оба тела карликовыми планетами. Так что к моменту запуска миссия должна была сначала около года изучать самый большой астероид Веста, а затем перелететь к Церере и изучать ее столько, сколько получится.

Получилось очень неплохо: миссия выполнила и перевыполнила все свои сроки жизни, получив огромное количество изображений и других научных данных как с Весты, так и с Цереры. Сейчас у нас есть полноценные карты этих небесных тел, и мы намного лучше стали понимать, как устроены астероиды.

Японская удача

Японская космическая программа традиционно сталкивается с огромным количеством трудностей. Достаточно вспомнить все проблемы, с которыми столкнулись японская миссия по доставке грунта с астероида Hayabusa и миссия к Венере Akatsuki. Тем не менее пока что вторая астероидная попытка японцев оказалась более успешной. По крайней мере, миссия Hayabusa-2 уже успешно прибыла к астероиду Рюгу и высадила три робота-«попрыгунчика» на его поверхность.

Поверхность Рюгу, снятая в прыжке

© JAXA

Аппарат Hayabusa-2, что в переводе с японского значит «сокол-сапсан», был запущен в 2014 году. Его основная задача — доставка на Землю образцов грунта с астероида Рюгу. Станция успешно приблизилась к нему в июне 2018 года и вышла на орбиту высотой 20 километров. В рамках миссии ученые планируют выстрелить по астероиду снарядом со взрывчаткой для того, чтобы изучить его состав. Собрав пробы грунта с поверхности, аппарат направится назад к Земле и доставит их туда в 2020 году.

Египетские ночи

Первые дни нового года стали очень богатыми на космические события. Запущенная в 2016 году к околоземному астероиду Бенну миссия OSIRIS-Rex вышла на устойчивую орбиту вокруг него — рекордно низкую для космических полетов, всего в 1,75 километра от центра астероида. Зонд должен провести всестороннее исследование астероида, забрать образцы грунта (и заодно выяснить пригодность подобных небесных тел для разработки полезных ископаемых) и вернуть их на Землю в сентябре 2023 года.

Кстати, перед Новым годом аппарат сделал и визуальное «поздравление» землянам: групповой снимок Земли, Луны и астероида Бенну.

Земля, Луна и Бенну

© NASA

Начало лунной гонки 2.0

Рано утром 3 января не очень далеко от Земли случилось то, что давно уже ожидалось: появилась третья космическая держава, которая сделала нечто в космосе «впервые в истории». Первую мягкую посадку на обратную сторону Луны совершила китайская миссия «Чанъэ-4».

Аппарат представляет собой посадочный модуль и луноход. Поскольку прямая связь с Землей невозможна, «Чанъэ» передает сигнал на ретрансляционный спутник «Цюэцяо», который был запущен 20 мая 2018 года в точку Лагранжа L2 системы Земля-Луна. Сам же «Чанъэ-4» стартовал 7 декабря 2018 года. В программу полета входит сбор и изучение лунного грунта. Создатели зонда и лунохода надеются найти вещество, выбитое при ударе из верхних слоев лунной мантии, что позволит лучше понять геологическую историю нашего спутника.

Поверхность Луны, снятая «Чанъэ-4»

© CNRS

Полярный вулкан Ио

Конечно же, главная цель миссии Juno — это изучение самого Юпитера. С лета 2016 года этот аппарат передал огромный массив данных об этой планете, в том числе уникальные снимки полярных областей гиганта, никогда и никем не виденных ранее. Мы много раз использовали прекрасные фотографии Juno в своей рубрике «Фото дня». Например, тут, тут и вот тут.

Однако незадолго до Нового года зонд направил свои камеры на Ио, самый активный спутник Юпитера и сумел даже запечатлеть действующий вулкан на полюсе галилеева спутника крупнейшей планеты Солнечной системы.

Изображение с камеры JunoCam

© NASA/SwRI/MSSS

На дальних рубежах Солнечной системы

В первые же часы нового года в науке о Солнечной системе состоялось эпохальное событие: мы впервые увидели с близкого расстояния новый класс объектов — малые тела пояса Койпера. Зонд NASA New Horizons, который в 2015 году стал первым аппаратом, увидевшим вблизи Плутон, совершил пролет мимо 30-километрового объекта пояса Койпера Ультима Туле (название пока что неофициальное). Аккурат в новогодний праздник оказалось, что это небесное тело имеет форму настоящего снеговика, состоящего из двух слипшихся шаров на непрочной перемычке. В ближайшее время зонд должен передать новые снимки в лучшем разрешении.

…И за ними

Voyager 2 в цифрах

© NASA

10 декабря 2018 года пришла еще одна важная новость от миссии, которая находится в полете уже более 40 лет. Аппарат Voyager 2 вслед за своим собратом покинул пределы гелиосферы, «пузыря» солнечного ветра, в котором наша Солнечная система движется по Галактике. Voyager 1 пересек эту границу в 2012 году. Сейчас эти два аппарата — самые удаленные рукотворные объекты в истории: они находятся от Земли на расстоянии более 145 и 120 астрономических единиц, а сигнал от них идет более 20 и более 16 с половиной часов соответственно.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.