Гуманитарные науки

Российские древности: старейшие фрески

Рассказываем о самых древних храмовых росписях России

Фреска Дмитровского собора во Владимире

© Wikimedia Commons

Так исторически сложилось, что среди российских древностей львиную долю занимают храмы. Крепостей всегда меньше, чем церквей, а жилые дома у нас достаточно долго строили из дерева. А главное украшение храмов — фрески, росписи, которые делались по сырой штукатурке. Сегодня мы представляем вам список древнейших фресковых ансамблей, которые сохранились (или сохранялись) на территории нашей страны

Так исторически сложилось, что среди российских древностей львиную долю занимают храмы. Крепостей всегда меньше, чем церквей, а жилые дома у нас достаточно долго строили из дерева. А главное украшение храмов — фрески, росписи, которые делались по сырой штукатурке. Сегодня мы представляем вам список древнейших фресковых ансамблей, которые сохранились (или сохранялись) на территории нашей страны.

Древнейших фресок сохранилось меньше, чем древнейших храмов: не все фрески дожили до наших дней (например, следы росписей церкви Покрова на Нерли еще прослеживались в середине XIX века, но сейчас их уже нет), а некоторые храмы никогда не были расписаны. Мы постарались собрать информацию обо всех фресках, сохранившихся с периода до монгольского нашествия. После него само каменное строительство на Руси замерло почти на век.

Для начала оговоримся, что самые древние мозаики и фрески Руси ныне находятся на территории Украины. От росписи разрушенной еще при взятии Киева Батыем Десятинной церкви, первого каменного храма Руси, осталось буквально несколько фрагментов, найденных при раскопках. Зато фрески Софии Киевской и Спасо-Преображенского собора в Чернигове в той или иной степени сохранились.

Софийский собор, Великий Новгород

Первым древнерусским храмом на территории современной России был, безусловно, собор святой Софии в Великом Новгороде, построенный сыном Ярослава Мудрого Владимиром в 1045-1050 годах. Первоначальных росписей начала XII века (1109 год) в нем сохранилось достаточно мало, в основном в Мартирьевской паперти. Самая известная композиция — святые Константин и Елена.

Мартирьевская паперть

© Wikimedia Commons

Михайловский Златоверхий монастырь

В 1113 году в Киеве построили грандиозный храм Михайловского монастыря. Возможно, это был первый храм с золотым куполом, поэтому сам монастырь стали называть Михайловским златоверхим. Увы, в 1930-е годы, после переноса столицы Украины из Харькова в Киев, собор снесли, чтобы на его месте построить здание правительства республики. К счастью, сохранившиеся мозаики и фрески из собора перенесли в музеи. Сейчас большей частью они вернулись на Украину, но несколько мозаик хранится в Государственной Третьяковской галерее. Как, например, этот Дмитрий Солунский.

© Wikimedia Commons

Николо-Дворищенский собор

В XI веке в Новгороде был всего один каменный храм, а вот в XII веке строительство развернулось на широкую ногу. Уже в 1113 году князь Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова. Особое место в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает Никольский (Николо-Дворищенский) собор. Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. Сохранились в нем и фрески. Правда, очень немного.

Фреска «Иов на Гноище»

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Рождественский собор Антониева монастыря

Один из древнейших монастырей Руси, Антониев, был основан Антонием Римлянином, который, по преданию, приплыл в Великий Новгород из Италии, стоя на камне. Предание, может быть, и приукрашивает действительность, но Антоний реально существовал, Рождественский собор действительно был построен в 1117-1119 годах, а в 1125 году расписан. Древнюю роспись сбили в 1837 году, но кое-где фрески остались. Сейчас все они раскрыты, и их можно увидеть.

Святые Флор и Лавр

© Wikimedia Commons

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Георгиевский храм Юрьева монастыря в Великом Новгороде, построенный сразу после Антониева монастыря, — первый древнерусский храм, о котором нам известны не только имена его заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич — сын уехавшего княжить в Киев Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. «...а мастер трудился Петр», — говорит Новгородская третья летопись. Так что здесь мы впервые знаем имя зодчего, архитектора и прораба в одном лице.

Георгиевский собор был расписан, и фрески сохранялись долго. Однако в 1901 году потускневшую живопись, увы, «подновили» в типичном для того времени стиле: просто сбили штукатурку и положили поверх новую, а затем расписали. К сожалению, до того как сбить, фрески не зарисовали и не сфотографировали. Поэтому о том, что же за живопись была в храме, мы узнали лишь в 2014 году, когда начались раскопки внутри собора. Сейчас эти фрески собирают по фрагментам (их первые фотографии Indicator.Ru публиковал в материале о реставрации фресок Юрьева монастыря).

Фрагмент росписи

© ИА РАН

Мирожский монастырь

После окончания активного строительства в Новгороде (Никольский, Рождественский и Георгиевский соборы), строительная артель, вероятно, перебазировалась в Псков. Здесь в середине XII века были построены минимум три храма, два из которых сохранились. И в одном из них, Спасском соборе Мирожского монастыря, сохранились уникальные фрески. Это единственный домонгольский храм, в котором этот вид росписи сохранился почти целиком: от пола и до купола, по всему объему. Именно поэтому сейчас храм не действует, а работает как музей.

Купол Мирожского собора

© Wikimedia Commons

Храм Бориса и Глеба в Кидекше

Неподалеку от Суздаля расположено село Кидекша. Когда-то здесь была загородная резиденция Юрия Долгорукого, официального основателя Москвы. И до сих пор здесь стоит церковь Бориса и Глеба, выстроенная по заказу князя. Точной даты постройки и росписи мы не знаем, несмотря на то, что в летописи и во многих книгах указан 1152 год. Но под этой датой в летописи просто помещен сводный рассказ о строительной деятельности Юрия. В храме сохранилось всего несколько фресок, и все они в ужасном состоянии.

Фреска на северной стене храма

© Wikimedia Commons

Успенский собор во Владимире

Так случилось, что у нынешнего владимирского Успенского собора два заказчика строительства и два времени постройки. Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. К 1160 году работы были закончены, и князь отовсюду пригласил мастеров для его украшения: росписей, украшения стен резным камнем, изготовления икон и церковной утвари. В 1161 году храм начали расписывать.

В 1185 году случился сильнейший пожар. Новый князь, младший брат Андрея Боголюбского, десятый сын Юрия Долгорукого Всеволод III Большое Гнездо, решил не сносить обгоревшее здание, а провести капитальный ремонт и обстроить его, тем более что городу уже требовался храм побольше.

Удивительно, но фрагменты первоначальной росписи сохранились, хотя больше всего собор известен росписями начала XV века. И неудивительно, ведь над ними работал сам Андрей Рублев.

Церковь Георгия в Старой Ладоге

Где-то в 1160-х годах в Ладоге заказчику была сдана Георгиевская церковь, одна из двух сохранившихся церквей древнего города (сейчас это село Старая Ладога). Храм сохранился целиком, однако фрески лишь фрагментарно. Несмотря на это, они представляют собой один из самых ярких примеров древнерусской живописи домонгольского периода. Самой выдающейся специалисты считают композицию «Чудо Георгия о змие».

«Чудо Георгия о змие»

© Wikimedia Commons

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор (правильно — храм, эта церковь никогда не была ни главным монастырским храмом, ни главной церковью города) — это домовая, дворцовая церковь Всеволода Большое Гнездо. Сейчас храм отреставрирован. К сожалению, в XIX веке он потерял уникальные галереи. Тем не менее несколько фресок, изображающих Страшный Суд, в нем сохранилось.

Одна из фресок Дмитриевского собора во Владимире

© Wikimedia Commons

На самом деле список древнейших фресок России на этом не заканчивается. Многие фресковые росписи открывают… археологи. В 1970-80-е годы целую школу домонгольской живописи открыли при раскопках Смоленска Николай Воронин и Петр Раппопорт, прямо сейчас раскопки несохранившейся второй каменной церкви Великого Новгорода (храм Благовещения на Городище) проводит Владимир Седов. Список можно продолжать, и про эти фрески мы расскажем отдельно.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.