«В университетах США студентов готовят как команды будущих стартапов. Мы тоже так хотим»
Сборная России выиграла международную робототехническую олимпиаду World Robot Olympiad 2017, которая прошла с 10 по 12 ноября в Коста-Рике. В сумме российские команды завоевали пять золотых, одну серебряную и две бронзовых медали. Чаще всего на пьедестал поднимались ребята, представлявшие на соревнованиях Центр развития робототехники из Владивостока. О методах подготовки чемпионов, развитии робототехники в стране и национальных робототехнических соревнованиях Indicator.Ru поговорил с директором Центра Сергеем Муном.
— Сергей, как вы оцениваете результаты олимпиады? На ваш взгляд, российская сборная действительно сильнее соперников?
— Россия каждый год показывает хорошие результаты на международных соревнованиях по робототехнике, но на WRO мы впервые заняли почти во всех категориях первые места, показав лучший результат за все время участия. Это говорит о том, что в России хорошо поставлена подготовка команд. Нельзя не отметить в этом заслугу Университета Иннополис, который проводит российский отборочный этап WRO и предолимпийские учебно-тренировочные отборочные сборы.
С другой стороны, результат, показанный на WRO, свидетельствует еще и о том, что не все страны так же тщательно подходят к подготовке команд, как мы. Это не единственные международные соревнования по робототехнике, хотя и одни из самых масштабных. Эта олимпиада больше популярна в странах Азии, о чем говорит и состав участников, и список призеров.
При этом нельзя сказать, что уровень команд на WRO коррелирует с уровнем развития робототехники в стране. К примеру, команды из Южной Кореи и Японии редко появляются в числе лидеров медального зачета.
— Сколько отборочных этапов к олимпиаде проводилось в России? Они аналогичны всемирному отбору или есть какие-то особенности?
— Официально проходят региональный и всероссийский этап. Кто-то неофициально проводит еще городской или кружковый этап.
Не совсем аналогичны, на региональном уровне не всегда все категории проводятся, зато можно добавлять свои категории. А на всероссийском этапе, кроме официальных категорий, сейчас всегда есть наши оригинальные национальные.
— Центр развития робототехники привез на WRO четыре команды. Как вы готовите ребят для соревнований?
— Все региональные и даже всероссийские соревнования по робототехнике, которые проходят во Владивостоке, организует наш центр. Это отборочный этап WRO, а также Робофест, Robotics Tournament (Турнир робототехников), Robokids Challenge и соревнования по подводной робототехнике. Центр готовит школьные и студенческие команды для этих соревнований, и сборные Приморья зачастую практически полностью состоят из наших ребят.
Кроме того, совместно с ДВФУ и МГУ имени адмирала Г.И. Невельского в этом году разработали новый профиль в рамках Олимпиады НТИ — водные робототехнические системы.
— Ваш центр — активный участник Национальной технологической инициативы, и ранее было заявлено о совместном с ДВФУ и МГУ имени Г.И. Невельского проекте в рамках рынка Маринет НТИ. Расскажите об этом подробнее.
— Изначально это был проект Морского университета. В рамках рынка Маринет и развития инженерных конкурсов они подавали заявку на развитие инфраструктуры, бассейна, лабораторных исследований, включив нас как соисполнителей. В конце августа был объявлен конкурс от Кружкового движения НТИ, и я подал заявку на участие в нем от Центра развития робототехники.
Наша задача — вовлечь ребят в деятельность, связанную с Маринетом, наполнить ее интересным контентом. Кстати, мы сделали небольшой проект: запустили вокруг острова Русский беспилотный катер, который прошел 60 км. У него был запас хода на 60 км, но его сносило, и в итоге катер прошел три четверти дистанции.
— Катер на солнечных батареях?
— Нет, на литий-ионных. Солнечные батареи — следующий шаг.
— Вы работаете только во Владивостоке?
— Нет, мы активно развиваем филиальную сеть. Сейчас у нас десять филиалов, в том числе в Хабаровске, Находке, Артеме, Уссурийске и поселке Пограничном. В последнем живет всего 12 тысяч человек, однако филиал успешно работает и даже приносит прибыль. Центр во Владивостоке самый большой. Здесь обучается порядка 700 ребят. Мы планируем увеличить количество и качество наших образовательных программ. Их у нас около 40, и мы стараемся постоянно улучшать их качество, методическую базу и материалы, готовим преподавателей.
Мы проводим вебинары, разрабатываем наборы для быстрой сборки роботов. В подводной робототехнике становятся популярными готовые робототехнические наборы, в которых не надо разводить платы или вытачивать детали на станке. Еще три года назад в США некоторые компании занялись этим направлением, например, компания OpenROV. Они продают комплектующие для команд, участвующих в соревнованиях, и это им очень помогает. Им не нужно тратить время на то, чтобы делать все с нуля, поэтому остается больше времени заниматься полезной нагрузкой, программированием роботов и прочим. Мы также разработали несколько наборов по подводной робототехнике, которые можно купить. Особенно интересно это будет образовательным учреждениям, ведь в наборе есть все необходимое: комплектующие, расходные и методические материалы.
— Есть спрос на эти наборы?
— Небольшой, но есть. В основном покупают те, кто хочет участвовать в соревнованиях и готовит команды, а также те, кто развивает у себя на местах подводную робототехнику, например, в Севастополе, в Санкт-Петербурге, в Томске.
— Ранее вы говорили о том, что Центр не ставит задачу научить детей только паять, собирать катер или подводный аппарат. Вопрос шире: развить у детей алгоритмическое, инженерное мышление, приучить к инженерному творчеству, заинтересовать наукой. Ваши курсы специально рассчитаны на такую траекторию развития?
Читайте также
— Мы хотим дать учащимся возможность развиваться в том направлении, которое им нравится, а потом выбирать свое будущее занятие. Станут они подводниками или еще кем-то, нам неважно. Наша задача — использовать робототехнику как инструмент развития.
Мы стараемся увлечь детей робототехникой, у нас занимаются ребята от 5 до 18 лет и даже старше. Есть курсы так называемой общей робототехники, в рамках которых готовые решения с визуальным программированием позволяют детям до 12 собирать роботов и программировать. В 12-14 лет в Центре начинается специализация, ребята начинают заниматься программированием, схемотехникой, конструированием, программированием микроконтроллеров. Старшие, от 14, уже занимаются междисциплинарными проектами, где их специализация помогает им делать групповые, более сложные проекты, где нужно и программировать, и конструировать как подводные робототехнические аппараты, так и авиабеспилотники. Это направление появилось у нас недавно.
— Какие перспективы у подводной робототехники? Совсем рядом находятся Южная Корея, Китай, Япония, которые привлекательны в плане работы и карьеры. В Приморье есть дефицит человеческих ресурсов, а если люди хорошо обучены, они могут уехать за границу.
— Я считаю, пусть они лучше уезжают хорошо обученными, чем не уезжают потому, что плохие специалисты. Цель образовательного учреждения — это прежде всего давать хорошее образование. Рынок подводных аппаратов не такой большой, его зачастую искусственно завышают. Количество аппаратов, которые используются, невелико. Конечно же, нужны специалисты по разработке.
Даже в США работает всего примерно десять крупных специализированных компаний, которые занимаются подводной робототехникой. Как вы думаете, сколько команд участвует в США во внутренних соревнованиях по подводной робототехнике?
— Возможно, около 500.
— Почти угадали. Это команды, которые едут на соревнования. При этом робототехникой занимается намного больше детей. Практически все новые технологические компании по робототехнике выросли из этих соревнований.
Соревнования в США направлены не просто на то, чтобы приехали команды и выполнили утилитарную задачу, а на то, чтобы уже в школах, в университетах в рамках подготовки к соревнованиям складывались команды, которые затем вырастают в стартапы и компании. Американские университеты готовят студентов не только для того, чтобы они стали кадрами в готовых компаниях. Они поддерживают ребят, которые сами создадут свои компании, найдут рынки и новые интересные решения, которые будут нужны в мире. Они даже позиционируют команды на робототехнических соревнованиях как компании. Когда они пишут доклад, то оформляют его, будто это буклет компании, присваивают всем членам команды роли, должности и т. д. А соревновательный момент описывается в логике, что ты компания и приехала, чтобы получить подряд, выполнить задание, показать, что ты умеешь. В США сразу ребят настраивают на то, что это не просто команды, а команды, которые могут перерасти в командный бизнес.
— В соревнованиях участвуют и школьники, и студенты?
— Школьников больше. И школы, и университеты готовят студентов по данному направлению как создателей и участников конкретных проектов, пусть и коммерческих. Университет — площадка для создания компаний. Сначала они играют в то, что они компании, и выполняют задания, на макетах. Играть им никто не мешает. Логика такая, чтобы во время их обучения они приходили к тому, что им нужно, чтобы создавать свои компании и работать как в технологическом бизнесе.
— Находят ли разработки ребят какое-то практическое применение?
— Про разработки детей в рамках WRO пока ничего не слышал. Был случай, когда одна команда продавала на международном уровне свое конструкторское и программное решение. Даже кто-то покупал.
— Ранее вы говорили, что готовы развивать направление по конструированию и сборке беспилотных летательных аппаратов. Поясните, пожалуйста.
— В следующем году на региональном этапе всероссийского робототехнического фестиваля Робофест-Владивосток мы впервые в Приморье проведем соревнования по авиабеспилотникам. У нас работает преподаватель — чемпион Дальнего Востока по беспилотникам Юрий Гламаздин, а дети уже собирают и программируют коптеры. Мы планируем также провести гоночные соревнования, детям это интересно.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.