Нобелевский комитет объяснил свою любовь к американцам
Секретарь Шведской королевской академии наук Горан Ханссон объяснил, почему среди нобелевских лауреатов так много американцев. Эта тему поднял один из журналистов на пресс-конференции после объявления лауреатов премии по химии. Видеозапись пресс-конференции можно посмотреть на YouTube-канале Нобелевской премии. Подробнее о том, за что присудили награду по химии, читайте в нашем материале «Отсеять, застеклить и заморозить».
Во время церемонии объявления лауреатов Нобелевской премии по химии 2017 года один из вопросов от журналистов звучал так: «Сейчас у нас есть девять лауреатов, и семь из них — из США. Можете ли вы прокомментировать, в чем причина такой ситуации?». «Со Второй мировой войны США позволяют ученым вести фундаментальные исследования в областях, важных для науки, не требуя немедленного практического результата и не контролируя их работу с политической точки зрения. Эта свобода вместе с очень хорошими ресурсами сработали на пользу Соединенным Штатам», — ответил Ханссон.
Он также отметил, что и в других странах университеты (например, Кембридж) могут воспитывать большое количество нобелевских лауреатов. Необходимым условием для этого он назвал особую интеллектуальную атмосферу и наличие ресурсов для проведения фундаментальных исследований. Даже в тех странах, у которых не очень много ресурсов, можно добиться хороших результатов, если будет создан такой «интеллектуальный климат».
Глава Нобелевского комитета по химии Сара Сногеруп Линсе продолжила: «Могу добавить, что академическая свобода, безусловно, ключевой фактор для значимых научных открытий. Мы приглашаем университеты и отдельных ученых номинировать [коллег на Нобелевскую премию]».
Лауреаты из США, о которых идет речь — это Ричард Хендерсон, нобелевский лауреат по химии, Райнер Вайcс, Кип Торн и Барри Бариш, нобелевские лауреаты по физике, Джеффри Холл, Майкл Розбаш и Майкл Янг, которые получили премию по физиологии и медицине.