Технические науки

Я спросил у Путина: о чем говорили президент России и президент РАН

Репортаж с пресс-конференции Александра Сергеева

Президент РФ Владимир Путин и президент Российской академии наук Александр Сергеев во время встречи

© Михаил Климентьев/РИА Новости

Когда изменится статус РАН, что делать с госзаданиями для академических институтов, почему глава Академии против разделения Минобрнауки и будет ли Александр Сергеев доверенным лицом Путина на выборах, читайте в репортаже Indicator.Ru с пресс-конференции главы Российской академии наук Александра Сергеева, на которой тот рассказал о своей встрече с президентом РФ Владимиром Путиным

Когда изменится статус РАН, что делать с госзаданиями для академических институтов, почему глава Академии против разделения Минобрнауки и будет ли Александр Сергеев доверенным лицом Путина на выборах, читайте в репортаже Indicator.Ru с пресс-конференции главы Российской академии наук Александра Сергеева, на которой тот рассказал о своей встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Когда приходишь к президенту, ты свои мобильные средства связи складываешь там на столик. А у меня часов нет, у меня часы на телефоне, поэтому я не считал [время]», — так глава РАН Александр Сергеев описал свою встречу с главой государства 22 января. Президенты обсудили состояние дел в Российской академии наук и науке в целом. И по словам Сергеева, Путин во многом был с ним согласен.

РАН получит особый статус и станет Государственной академией наук

Руководство РАН неоднократно жаловалось на то, что нынешний юридический статус Академии наук не позволяет ей решать те задачи, которые перед ней ставит власть. Напомним, что сейчас РАН — федеральное государственное бюджетное учреждение. Вопрос о статусе был одним из ключевых в предвыборной программе нового президента Академии. И теперь изменение статуса одобрил президент Путин.

Изменения пройдут в два этапа. «На первом этапе предполагается корректировка 253-го федерального закона (№253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — прим. Indicator.Ru). На втором этапе ставится вопрос о подготовке нового закона о Российской академии наук, в котором Российская академия наук получила бы особый статус как Государственная академия наук. Это требует изменений Гражданского кодекса», — заявил Сергеев.

Новому закону о РАН быть

Помимо статуса, в новый закон о РАН будет внесено несколько важных поправок. При этом работа над законом уже началась. «Я попросил Владимира Владимировича, чтобы мы имели возможность сделать это максимально быстро. Речь идет, конечно, не о годах, а о месяцах. Чем меньше, тем лучше», — рассказал Сергеев. В Академии уже подготовили список необходимых поправок. «Мы готовы в самое ближайшее время вместе с юристами Администрации президента сесть и посмотреть то, что предлагается. Он (Владимир Путин, — прим. Indicator.Ru) сказал: «Хорошо, давайте действуйте. Я считаю, что это нужно быстро делать», — рассказал Сергеев.

В новый закон должна войти поправка, согласно которой РАН будет координировать работу по Стратегии научно-технологического развития страны. Напомним, что президент Путин подписал соответствующий документ в декабре 2016 года.

Также в новый закон необходимо внести поправку в отношении госзаданий для институтов. «Академия наук должна быть заказчиком государственных заданий для академических институтов», — заметил Сергеев. «Третий момент — это информационное взаимодействие с органами государственной власти. Это должно быть, конечно, изменено. Должны быть прописаны четкие формулировки, что Академия наук имеет право вносить свои предложения. У Академии наук только экспертная функция прописана, должна быть добавлена функция прогнозирования. Экспертиза и прогнозирование — это существенно важные вещи. Экспертиза, может, и несет в себе оттенок прогнозирования, но на самом деле это другое. Экспертная функция пассивная… Прогнозирование — это другое, это активная функция. Вы сами прогнозируете, пишете форсайты, получаете право внести это, и [тогда] от вас не отмахнуться», — пояснил Сергеев.

«Если вы просто федеральное бюджетное учреждение науки, у вас в уставе и законе это не прописано, вы приходите в соответствующее министерство, говорите: "Я считаю вот так". А министерство берет, смотрит список и говорит: "Вы Российская академия наук? Извините, вас тут не стояло". Все. Вот чтобы не было "вас тут не стояло"», — считает глава РАН.

Мораторий на имущество институтов и Академии будет продлен

Мораторий на собственность академических институтов РАН-ФАНО и собственность самой Академии наук будет продлен. Напомним, что вопрос о моратории на собственность Академии наук был поставлен после реформы ведомства 2013 года. «У Академии наук, как вы знаете, осталось еще немного собственности своей, которая нужна для выполнения ее уставных функций. И надо сказать, что, хотя этой собственности осталось совсем немного, тем не менее ее остатки, я бы сказал, некоторых будоражат. Владимир Владимирович поручил нам совместно с Андреем Александровичем Фурсенко распространить тот мораторий, который действует, не только на собственность академических институтов, но и на собственность Академии наук. Это очень важный момент», — отметил Сергеев.

РАН не нужно отдельное Министерство науки

Слухи о том, что Минобрнауки могут разделить на два отдельных министерства, ходят уже давно. Для Российской академии наук появление Министерства науки было бы нежелательным, и в этом смысле конфигурация РАН-ФАНО более удачна, считает Александр Сергеев. Однако после выборов президента России в марте текущего года все может поменяться.

«Будут, наверное, какие-то изменения в структуре правительства… РАН и ФАНО сейчас работают вместе, и институты по административно-хозяйственной работе находятся под руководством ФАНО. Я считаю, что это должно сохраниться. Особенно в условиях возможного появления Министерства науки или Министерства науки и высшего образования», — заявил Сергеев. Глава РАН признал, что сегодня в ведении Минобрнауки находится слишком много вопросов, министерство отвечает за все, начиная с детских садов и заканчивая инновациями. И все равно Сергеев выступает против отдельного министерства для науки. «Предположим, что действительно такое министерство организуется. <…> Появилось Министерство науки у нас. А где институты академические? Они что, уйдут туда, в Министерство науки и высшего образования? Тогда ФАНО закроется. Но тогда туда же, в это Министерство науки и высшего образования попадут и университеты со своими научными институтами, попадут и, я думаю, отраслевые институты, раз наука теперь там. И тогда, и многое зависит от позиции министра, вполне может оказаться так, что то, чем мы с вам дорожим и дорожит не только РАН, но и ФАНО… Тогда, если академические институты вместе с университетскими и отраслевыми институтами оказываются равноудаленными от министра, то я не уверен, что не будет принято решение, что мы нашу академическую науку не разделим на две части: одну отдадим в университеты, а вторую отдадим в отраслевые институты. Нам с вами это надо? Я категорически против этого», — заявил Сергеев.

Что-то не так с госзаданиями

«Сейчас существенно увеличены деньги на выполнение госзаданий для академических институтов. ФАНО получило приращение где-то на уровне почти 30%. Эти деньги, по 597-му майскому указу («О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», — прим. Indicator.Ru), должны пойти на увеличение заработных плат научных сотрудников… Когда денег нет, это плохо. А когда деньги появляются, бывает иногда, что становится не то что хуже, но менее понятно, что с этими деньгами делать», — отметил Сергеев.

Он рассказал Путину, что у РАН с ФАНО возникли вопросы, как эффективно разделить деньги. И есть три противоречия. Во-первых, если выделять деньги только тем институтам, в которых средняя зарплата еще не достигла 200% от средней по региону, то в проигрышном положении окажутся институты, которые хорошо работали и майские указы уже выполнили. «Они просто не получат ничего», — посетовал Сергеев.

Второе противоречие связано с тем, что прямое выполнение указа приведет к тому, что зарплаты у ученых будут сильно различаться, при том что качество их работы и объемы различаться не будут. «В Москве на одного научного сотрудника в 18-м году прибавка около миллиона рублей, в Питере — где-то в районе от 600 до 700 тысяч рублей, в Новосибирске — 150 тысяч рублей, в Перми — 40 тысяч рублей, в Карачаево-Черкесии и Ярославской области — 0», — пояснил глава РАН. Третий момент связан с тем, что зарплату нужно увеличивать не только научным сотрудникам. В нынешней формулировке зарплаты не будут повышаться, например, у руководителей лабораторий и инженеров. И со всем этим нужно что-то делать.

Доверенное лицо Путина

Глава РАН не исключил, что в преддверии президентских выборов может стать доверенным лицом Путина, хотя и уточнил, что не обсуждал это на встрече с президентом. «Этот вопрос не обсуждался на встрече. Но я думаю, что он может обсуждаться в ближайшее время», — отметил Сергеев.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.