«Надо уже остановить этот реформаторский зуд»
Бюджетные места и другие проблемы образования в регионах
Одной из ключевых задач Министерства Фальков назвал укрепление науки и высшей школы в регионах, а также создание выпускникам школ условий для получения доступного и качественного высшего образования на местах. Он напомнил о крупных стратегических инициативах на этом направлении: начиная с 2006 года созданы федеральные и национально-исследовательские университеты, более чем в 30 субъектах появились опорные вузы, которые получили соответствующую поддержку. По словам министра, это позволило повысить качество высшего образования и сделать его привлекательным для студентов, в том числе зарубежных. Кроме того, сформировалась группа ведущих университетов, которые наравне с научными организациями участвуют в реализации Стратегии научно-технологического развития.
Тем не менее Фальков выделил ряд проблем. Одна из них — чрезмерная концентрация научных и образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге, где находится более 200 вузов (более четверти всей системы высшего образования). По мнению главы Минобрнауки, это мешает сбалансированному пространственному развитию страны. «Вы хорошо знаете, что многие лучшие выпускники школ из регионов в первую очередь стремятся поступить в столичные университеты, и зачастую не возвращаются туда, где они родились и выросли. В результате регионы теряют, пожалуй, самое ценное — талантливую молодежь», — отметил Фальков.
Министр призвал в приоритетном порядке поддерживать развитие науки и высшего образования в регионах, создать максимально комфортные условия для интеграции университетов и академических институтов с реальным сектором экономики и вывести региональную высшую школу на новый уровень. Глава Минобрнауки подчеркнул, что на данном этапе принципиально важно добиться сокращения разрыва между лидерами, которые многие годы получали поддержку в рамках государственных программ, и региональными, отраслевыми вузами и научными институтами, которые ранее не участвовали в подобных программах.
Фальков рассказал и о мерах по модернизации науки и образования и их адаптации к потребностям реального сектора экономики, многие из которых уже реализуются. Так, механизм распределения бюджетных мест и планирования контрольных цифр приема (один из самых остро обсуждаемых вопросов) в прошлом году был существенно доработан, чтобы доля бюджетных мест в региональных вузах возросла. Для этого появился специальный Координационный совет при правительстве по планированию и распределению контрольных цифр приема, куда вошли как главы субъектов, представителей федеральных органов власти, так и представители соответствующих отраслей. Теперь регионы сами формируют запрос на бюджетные места с учетом региональных экономик и социальной сферы, а также демографической ситуации.
В итоге в 2020 году уже в ходе приемной кампании дополнительно было выделено 11 433 дополнительных бюджетных места, из которых почти 84% получили региональные вузы. При этом количество бюджетных мест для столичных вузов по сравнению с 2019 годом не уменьшилось. «Таким образом, мы увеличили доступность образования в период пандемии. 69% выпускников школ стали студентами высших учебных заведений», — поделился результатами Фальков. — В 2021 году из школ выпустятся 697 тысяч одиннадцатиклассников, при этом нами распределяется 542 тысяч бюджетных мест. Это почти на 10% больше, чем в прошлом году. Из них в бакалавриат и специалитет, то есть, собственно, для выпускников школ, — 422 тысяч мест. Каждый второй выпускник будет обеспечен очным бюджетным местом, конечно, на конкурсной основе». Это увеличение спланировано до 2030 года, при этом львиная доля будет направлена в регионы.
Наука в вузах и НОЦ: выход из замкнутого круга?
Вторым направлением работы Министерства стало развитие науки в университетах и их интеграция с научными институтами. В большинстве региональных вузов научные исследования ведутся скорее номинально. Министр отметил, что в регионах нет ресурсов на создание научных лабораторий, реализацию исследовательских проектов, приобретение оборудования.
«Получается замкнутый круг: выпускникам школы не интересно поступать в такие вузы, и они стремятся уехать из региона, из-за отсутствия актуальных научных исследований вузы не вовлечены должным образом в развитие региона и не востребованы в организации реального сектора экономики. Бизнес предлагает в лучшем случае спонсорскую помощь, но не реальные научно-исследовательские проекты», — с сожалением отметил министр. Для борьбы с этой проблемой была разработана новая программа поддержки вузов «Приоритет-2030» которая рассчитана на предстоящие десять лет. В ней будут участвовать не менее 100 университетов, и предполагается, что большинство их них будут из регионов. Программой предусматривается формирование специальных консорциумов с другими университетами и научными организациями. В новой программе кардинально изменены показатели качества научных результатов: их основой станет независимая экспертиза специалистов из соответствующих отраслей экономики и областей науки. Также будет оцениваться вклад университетов в развитие регионов.
Читайте также
По мнению Валерия Фалькова, науку в вузах субъектов РФ нужно нацелить на развитие региональных экономик. Участники партнерств должны искать решения, дающие синергетический эффект и рост качества национальных исследований. Как бывший ректор ТюмГУ, министр привел в пример работу таких консорциумов в рамках научно-образовательных центров. «В 2019 году, по инициативе Президента РФ, были определены пять пилотных НОЦ, затем, в 2020 году, в рамках конкурса были отобраны еще пять научно-исследовательских центров. В этом году мы продолжим конкурс и планируем отобрать еще пять центров. Таким образом, в программу вовлекается 20 субъектов, более 80 университетов, 70 научных институтов, 170 организаций реального центра экономики», — подчеркнул он.
По словам Фалькова, благодаря НОЦ удалось поменять структуру региональной экономики и определить новые приоритеты, сделав научно-образовательный комплекс ключевым рычагом для долгосрочного развития. В результате субъекты стали активно включаться в реализацию научно-технической политики, образовательного сектора и предлагать свои собственные инструменты поддержки центров. Чиновник отметил, что бизнес тоже активно участвует в развитии научно-технологического сектора в регионах и частично формирует образовательную повестку, предлагая, что изучать и исследовать. Эффект от работы НОЦ, по его мнению, будет носить накопительный характер, усилить который можно через пересмотр роли самого субъекта.
Центры могут приносить пользу и нескольким субъектам сразу, среди них есть уже несколько межрегиональных. Однако у такой «укрупнительной политики» есть как плюсы, так и минусы, отметил министр.
В долгую, стратегически это очень правильное решение, но часть НОЦов будут обречены на неуспех. Очень тяжелая задача — обеспечить межрегиональную интеграцию. Но альтернативы нет. Регионы должны научиться между собой говорить и концентрировать потенциал. Поэтому я всецело поддерживаю межрегиональную интеграцию.
Кроме того, НОЦ поставлена задача вывести на новый уровень работу с объектами интеллектуальной собственности, чтобы обеспечить сопряжение региональных и федеральных интересов. «Работа с интеллектуальными собственностями — это ахиллесова пята большинства наших университетов», — заявил Валерий Фальков. В конце прошлого годы был принят ФЗ, согласно которому установлен ограниченный перечень случаев, в которых результаты интеллектуальной деятельности закрепляются за государством. В большинстве случаев эти права должны быть переданы организациям-разработчикам, инвесторам или иным хозяйствующим субъектам, готовым внедрять изобретения на практике. Федеральный закон будет способствовать решению задач диверсификации экономики и инновационного развития, имеет ключевое значение для прорывного развития страны. Закон вступает в силу 1 января 2022 года.
Инфраструктура и адаптация в образовании
Третье направление работы Министерства — развитие передовой исследовательской инфраструктуры, без которой невозможно развитие науки в регионах. Фальков отметил, что в прошлом году на обновление приборной базы было выделено более 13 миллиардов рублей. Это в три раза больше, чем в 2019 году. Если в 2019 году 111 научных организаций поучаствовали в этом конкурсе, то в 2020 году — 229, в том числе впервые — 50 вузов. В 2020 году впервые существенные ресурсы (18 млрд рублей) были выделены на улучшение материально-технической базы вузов, капитальный ремонт общежитий. 67% этих средств пошли в регионы. Всего такую помощь получил 391 вуз в 82 субъектах Российской Федерации.
Четвертым пунктом, который отметил Валерий Фальков, стало целевое обучение — одна из проверенных мер адаптации обучения под реальные потребности экономики и социальной сферы. Новый порядок позволяет заключать договоры как с абитуриентами, так и со студентами на любом этапе обучения. Нормативные изменения 2020 года позволили принять по квоте целевого приема почти на пять тысяч человек больше, чем в 2019 году. Наибольшее количество целевиков обучается по программам медицинского, педагогического и транспортного образования.
Пятая система мер, выделенная министром, касается содержания образования. «Адаптация в высшем образовании, экономике и социальной сфере — это не только количественное обеспечение кадрами, но и своевременное изменение самих программ, повышение качества преподавания и использование передовых образовательных технологий», — рассказал Фальков. Он отметил, что для получения качественного высшего образования университеты должны соответствовать стремительной скорости технических перемен, а преподаватели-практики должны комфортно себя чувствовать в научной сфере вуза. Стандарты образования приведены в соответствие с профессиональными стандартами, в них включено требование, чтобы у всех студентов были сформированы цифровые компетенции.
От карбоновых полигонов до кадровых проблем
Отвечая на вопросы сенаторов, министр рассказал о проекте по созданию карбоновых полигонов, под которые выделено семь территорий в разных регионах: «Для того чтобы молодежь не уезжала из регионов, в них необходимо реализовывать ряд комплексов. Одна из таких мер — запуск интересных проектов, которые являются по-настоящему научными. <…> Мы переговорили с бизнесом и регионами и инициировали проект так называемых углеродных, или карбоновых, полигонов. Цель у них простая — создать недискриминационную для России систему учета баланса парниковых газов. На наш взгляд, такие проекты и привлекают молодежь. Тем более идет большой запрос на экологические проекты», — добавил Фальков.
На вопрос Эдуарда Исакова о проблемах с трудоустройством выпускников вузов глава Минобрнауки рассказал о развитии специальных центров трудоустройства, через которые проходят 60% выпускников. «Также в прошлом году мы впервые запустили программу по трудоустройству выпускников 2020 года на научно-исследовательские позиции. Почти две тысячи человек уже трудоустроены. Это важно! Это приток молодежи в науку! В период пандемии, с апреля 2020 года, был запущен проект, который поддержали 149 вузов, для временного трудоустройства студентов в период ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией», — поведал Фальков.
В ответ на вопрос о закрытии РФФИ Валерий Фальков заверил, что отмененные гранты заменят конкурсы РНФ, а объем финансирования останется прежним. Это касается и конкурса «А», и международных грантов. «Что касается реорганизации фондов, то решение было принято в конце 2020 года. Сразу после этого мы встретились с руководителями фондов и договорились о ряде моментов — сохранится преемственность в грантовых линейках, которые будут представлены в новой программе», — подчеркнул Фальков.
Кроме того, министр рассказал, какие меры принимает Минобрнауки для того, чтобы обеспечить лидерство компаний на международном рынке, прокомментировал развитие российских платформ для обучения и возможность конкуренции с зарубежными ресурсами, такими как Coursera, вспомнил об участии в запуске нового нейтринного телескопа и упомянул о важности проектов мегасайенс. Сенаторы похвалили доклад Валерия Фалькова и подробный раздаточный материал с личным обращением министра.
Резюмируя «правительственный час», председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко положительно оценила работу министра и его ректорский опыт.
«С 2004 года было семь руководителей, и с приходом каждого нового руководителя не всегда оправданно идут замены. <…> Система высшего образования страны должна быть стабильной и в хорошем смысле консервативной. Невозможно два с половиной десятилетия продолжать нескончаемое реформирование системы образования высшей школы. Мне кажется, надо уже остановить этот реформаторский зуд. И хорошо, что министр науки и высшего образования Валерий Фальков это понимает. Потому что он сам из вузовской среды и прошел все этапы: от преподавателя до ректора, а теперь и до министра».
Сенатор посетовала, что смена министров каждый раз тянет за собой совершенно излишнюю с ее точки зрения чехарду и глав департаментов, и заместителей: «Пока рассядутся по креслам, пока научатся, глядишь — уже и следующая кадровая замена», — отметила она.
Матвиенко согласилась, что Министерству надо сделать акцент на всех видах вузовской науки (как фундаментальных, так и прикладных исследованиях) и на тесно связанном с ними обучении новых кадров. Она привела в пример зарубежные успехи и заявила, что наука в региональных университетах должна быть «базой формирования кадрового потенциала». Потому исследования в них нужно вести на достойном уровне, а не «два притопа, три прихлопа». Председатель Совфеда заключила, что министр — «человек профессиональный, знающий систему», а также выразила надежду, что он пришел «всерьез и надолго» и продолжит двигаться по верному курсу.
Авторы: Алина Корнеева, Екатерина Мищенко